Компоненты рулевого управления ГАЗ-3308, 33081

На автомобиле ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко установлено рулевое управление с рулевым механизмом типа винт-шариковая гайка и трех-шарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением , которое обеспечивает изменение длины кардана рулевой колонки при колебаниях кабины. Также рулевое управление автомобиля оборудовано раздельным ГУР (гидроусилителем руля).



Рис. 1. Насос ГУР рулевого привода ГАЗ-33081, 3308

1 — лопасть; 2 — крышка; 3 — сетчатый фильтр; 4 — бачок; 5 — перепускной клапан фильтра; 6 — коллектор; 7 — предохранительный клапан; 8 — перепускной клапан; 9 — крышка насоса; 10 — распределительный диск; 11 — статор; 12 — ротор; 13 - вал насоса; 14 — шкив

Колонка рулевого управления крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шарикоподшипниках. Регулировка преднатяга подшипников вала руля осуществляется специальной гайкой, наворачиваемой на вал.

Гидроусилитель руля (ГУР) автомобиля ГАЗ-3308, 33081 Садко

Гидроусилитель руля (ГУР) автомобиля ГАЗ-3308, 33081 состоит из следующих основных узлов: клапана управления, силового цилиндра, масляного насоса с бачком.

Насос гидроусилителя ГУР (рис. 1) установлен на двигателе. Привод насоса — ременный.

ННа насосе установлен бачок 4 для масла, закрытый крышкой 2. В крышку бачка ввернут сапун для ограничения давления внутри бачка. Все масло, возвращающееся из гидроусилителя в насос, проходит через фильтр, расположенный внутри бачка.



Рис. 2. Схема работы ГУР ГАЗ-33081, 3308

А — движение по прямой; В — поворот направо; С — поворот налево; I—давление при прямолинейном движении; II — давление слива; III — давление нагнетания; 1 — продольная рулевая тяга; 2 — золотник; 3 — корпус клапана управления; 4 — рулевая сошка; 5 - насос; 6 — силовой цилиндр; 7 — поперечная рулевая тяга

Насос ГУР ГАЗ-3308, 33081 имеет два клапана, расположенных в крышке 9 насоса. Предохранительный клапан 7 ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 8,5-9,5 МПа (85-95 кгс/см2).

Перепускной клапан 8 ограничивает количество масла, подаваемого насосом к гидроусилителю при повышении частоты вращения коленвала двигателя. Перепускной клапан 5 фильтра срабатывает при засорении фильтра.



Рис. 3. Силовой цилиндр гидроусилителя руля ГАЗ-3308, 33081 Садко

1 — гайка; 2— уплотнительные кольца; 3 — болт-штуцер; 4 — соединительная муфта; 5 — цилиндр; 6 — кольца поршня; 7 — шток с поршнем; 8 — головка цилиндра; 9 — манжета штока; 10 — сальник штока

Работа силового цилиндра рулевого управления ГАЗ-3308, 33081 Садко происходит следующим образом. Шток 7 (рис. 3) силового цилиндра закреплен к кронштейну поперечной рулевой тяги, палец шарового шарнира — к кронштейну переднего моста.

Шток силового цилиндра перемещает поперечную рулевую тягу, при этом осуществляется поворот передних колёс.

Рулевые тяги ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

Привод рулевого управления состоит из рулевых тяг, снабженных шаровыми шарнирами.

Поперечная рулевая тяга ГАЗ-33081, 3308 имеет на концах резьбу для навинчивания наконечников, с помощью которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колёс.



Рис. 4. Продольная рулевая тяга ГАЗ-3308, 33081

1 и 8 - защитные муфты; 2 — сошка; 3 и 13 — болты; 4 — клапан гидроусилителя руля; 5 — наконечник тяги; 6, 11 и 14 — гайки; 7 - тяга; 9 — палец; 10 — пробка; 12 — поворотный рычаг

Продольная рулевая тяга ГАЗ-3308, 33081 (рис. 4) регулируется по длине и преднатягу в шарнирах. В передней части тяги крепится клапан управления гидроусилителя рулевого привода.

Регулировкой длины тяги обеспечивается установка рулевого механизма в среднее положение при прямолинейном положении управляемых колёс.

Уход за рулевым управлением автомобиля ГАЗ-3308, 33081

При эксплуатации автомобиля необходимо проводить проверку люфта рулевого колеса и рулевой колонки и, при необходимости, отрегулировать рулевое управление, проводить проверку крепления картера рулевого механизма и его кронштейна, рулевой сошки и колонки, рулевого колеса, клиньев карданного вала и их шплинтовку, проверять натяжение ремней насоса гидроусилителя руля, смазывать шарнирные соединения тяг.

Натяжение ремней осуществляется наклоном насоса. При нажатии на один ремень с усилием в 39 Н (4 кгс) прогиб должен составлять 17,5-19,5 мм. Угол наклона насоса ГУР ГАЗ-3308, 33081 не должен быть более 9° и должен обеспечивать возможность заливки масла до сетки заливного фильтра бачка насоса.

В случае, если наклоном насоса не обеспечивается натяжение ремней, необходимо переставить насос, а при очень большой вытяжке ремней — и кронштейны насоса на дополнительные отверстия в них.

Необходимо проверять уровень масла в рулевом механизме и в пачке насоса гидроусилителя и, при необходимости, доливать до нормы. Герметичность соединений и уплотнений системы проверяется ежедневно. Перед снятием крышки бачка ее надо тщательно очистить от грязи и промыть бензином.

Для системы гидроусилителя руля ГАЗ-33081, 3308 нужно употреблять только чистое масло, указанное в карте смазки. Заливку масла производить через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в бачке насоса.

Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей гидроусилителя руля. При проверке уровня масла в системе гидроусилителя руля передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо. Масло доливать при работе двигателя на холостом ходу до сетки фильтра.

При техническом обслуживании сетчатый фильтр насоса ГУР ГАЗ-3308, 33081 Садко нужно промыть бензином. В случае значительного засорения фильтров смолистыми отложениями следует производить дополнительную промывку фильтров растворителем.

Если по каким-либо причинам клапан был снят, то следует проверить и, при необходимости, произвести регулировку затяжки пружин шаровых пальцев. При затяжке двух болтов крепления клапана и тяги нужно центрировать корпус по золотнику, проверяя свободу перемещения последнего.

После сборки клапана гидроусилителя рулевого привода с тягой стакан наконечника тяги с золотником должен свободно перемещаться в продольном направлении на величину рабочего хода (3,4 мм).

Замена масла в системе рулевого управления ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

При смене масла в системе рулевого управления следует поднять передние колеса и открыть крышку бачка насоса.

Для слива масла необходимо:

- Отсоединить нагнетательный и сливной шланг от корпуса клапана управления и слить через них масло из насоса.
- Отсоединить шланги от штуцеров силового цилиндра и слить масло из них и клапана управления.
- Слить масло из силового цилиндра, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора.

После слива масла рекомендуется промыть систему гидроусилителя рулевого управления свежим маслом. Сетки фильтров промываются отдельно.

Для заливки свежего масла нужно:

- Присоединить все шланги.
- Залить свежее масло в бачок и прокачать масло при малом числе оборотов коленчатого вала двигателя, провернув 2-3 раза рулевое колесо до упора в обе стороны без задержки в крайних положениях.

Прокачивая масло, следить за уровнем его в бачке с помощью щупа и в случае необходимости долить.

- Установить крышку бачка с уплотнительной прокладкой, резиновое кольцо шпильки крепления крышки и шайбы и закрепить гайкой-барашком. Гайку-барашек затягивать только от руки. В случае течи из-под крышки сменить прокладку крышки.

 

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________