Коробка переключения передач КПП ГАЗ-3307

Коробка передач автомобиля ГАЗ-3307 механическая, с четырьмя передачами (4-ступенчатая) для движения вперед и одной для движения назад.

Первичный вал 1 (рис. 1) коробки передач изготовлен за одно целое с косозубой шестерней.

На переднем конце вторичного вала КПП на шлицах установлена муфта 17, которая служит для включения третьей и четвертой передач.

В средней части вторичного вала свободно вращаются шестерни второй 6 и третьей 5 передач, а по шлицам перемещается шестерня 7 первой передачи.

Рис. 1. 4-ступенчатая коробка передач ГАЗ-3307

1 - первичный вал; 2 - выключатель света заднего хода; 3 - фиксатор; 4 - рычаг переключения передач; 5 - шестерня третьей передачи; 6 - шестерня второй передачи; 7 - шестерня первой передачи; 8 - сапун; 9 - вторичный вал; 10, 13 - шайбы; 11 - блок шестерен заднего хода; 12 - подшипник; 14 - втулка; 15 - картер; 16 - промежуточный вал; 17 - муфта

Промежуточный вал 16 представляет собой блок четырех шестерен: три косозубые и одна прямозубая. С левой стороны по направлению движения автомобиля на неподвижной оси установлен блок 11 шестерен заднего хода, который вращается на роликовых подшипниках.

Включение передач для движения вперед осуществляется перемещением по вторичному валу муфты или шестерни первой передачи КПП ГАЗ-3307, а включение передачи заднего хода - перемещением по втулке блока шестерен заднего хода и введением их в зацепление с соответствующими шестернями. Переключение передач проводится посредством рычага 4.

Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному уровню смазки. Для слива масла служит отверстие в нижней части картера. Оба отверстия закрыты резьбовыми пробками. Пробка сливного отверстия снабжена постоянным магнитом.

Разборка коробки передач ГАЗ-3307

Для разборки КПП ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующие операции:

- отвернуть болты, снять верхнюю крышку коробки передач в сборе и прокладку;

- отвернуть гайку крепления фланца вторичного вала и снять шайбу и фланец;

- отвернуть болт крепления запорной пластины штуцера гибкого вала привода спидометра и снять пластину;

- вынуть из задней крышки штуцер и ведомую шестерню привода спидометра;

- отвернуть болты, снять отражатель, заднюю крышку в сборе, прокладку и ведущую шестерню привода спидометра. Вывернуть сапун и в случае замены выпрессовать манжету из задней крышки;

- отвернуть болты, снять крышку первичного вала и прокладку КПП ГАЗ-3307;

- отвернуть болты, снять крышку и прокладку люка отбора мощности;

- выпрессовать первичный вал в сборе с подшипником. Для этого повернуть вал так, чтобы вырез прямозубого венца располагался внизу по отношению к плоскости картера под верхнюю крышку. В съемник ввернуть шпильку с бойком и ручкой.

Установить губки так, чтобы между ними образовалось отверстие, и надеть на первичный вал КПП ГАЗ-3307. Сжать губки винтом. Придерживая съемник за ручку, ударами бойка выпрессовать первичны первичный вал из картера коробки передач;

- ударами через оправку по переднему торцу вала выбить из картера вторичный вал в сборе так, чтобы подшипник вышел из картера. Съемник собрать с короткими шпильками. Затем с помощью вкладышей, вращая винт, спрессовать подшипник вторичного вала. Вынуть из картера вторичный вал в сборе;

- с помощью щипцов снять стопорные кольца шариковых подшипников первичного и вторичного валов;

- отвернуть болты и снять заднюю крышку промежуточного вала и прокладку. Снять с помощью щипцов стопорное кольцо шарикового подшипника с промежуточного вала;

- спрессовать задний шариковый подшипник промежуточного вала и с помощи щипцов снять с него стопорное кольцо;

- вынуть из картера промежуточный вал с внутренним кольцом роликового подшипника в сборе;

- снять с промежуточного вала внутреннее кольцо роликового подшипника;

- выпрессовать из картера наружное кольцо роликового подшипника промежуточного вала и заглушку;

- установить съемник на заднюю плоскость картера коробки передач ГАЗ-3307 и ввернуть винт с помощью штифта в ось блока шестерен заднего хода.

Вращая гайку съемника, выпрессовать ось и вынуть из картера блок шестерен зад него хода в сборе и две упорные шайба. Снять с втулки блок шестерен заднего хода, вынуть роликовые подшипники и шайбы.

Разборка вторичного вала КПП ГАЗ-3307

Для разборки вторичного вала 4-ступенчатой коробки передач ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующее:

- снять с вала шестерню первой передачи. Перед разборкой пометить взаимное положение шестерни первой передачи и вторичного вала, чтобы при сборке установить их в прежнее положение;

- снять стопорное кольцо крепления ступицы муфты третьей и четвертой передач;

- снять муфту третьей и четвертой передач со ступицы. Перед разборкой пометить взаимное положение муфты и ступицы, чтобы при сборке установить их в прежнее положение. Спрессовать ступицу с вала. Для этого съемник собрать с короткими шпильками и с помощью вкладышей спрессовать ступицу;

- снять последовательно шестерню третьей передачи, распорную втулку, упорную шайбу, шестерню второй передачи. Вынуть из распорной втулки стопор.

Сборка первичного вала КПП ГАЗ-3307

Для сборки первичного вала коробки передач ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующее:

- установить стопорное кольцо на шариковый подшипник первичного вала;

- напрессовать на первичный вал шариковый подшипник до упора в торец вала. Подшипник установить канавкой наружу;

- установить на вал стопорное кольцо шарикового подшипника первичного вала;

- установить ролики в гнездо первичного вала, упорное и стопорное кольца. Обратить внимание, что должно быть 14 роликов. Перед сборкой ролики смазать смазкой.

Сборка вторичного вала коробки передач ГАЗ-3307

Для сборки вторичного вала КПП ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующие операции:

- установить шестерню первой передачи на вторичный вал в соответствии с метками, нанесенными при разборке. При замене изношенных деталей на новые подобрать по шлицам вторичного вала шестерню первой передачи.

Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении шестерни по шлицам вала. Боковой зазор не должен превышать 0,3 мм при проверке на радиусе 81 мм.

Колебание шестерни первой передачи в плоскости оси детали должно быть не более 0,1 мм при замере на радиусе 75 мм. После подбора расположение шлицев сопряженных деталей должно быть промаркировано краской;

- установить на вторичный вал шестерню второй передачи и упорную шайбу;

- напрессовать на вал распорную втулку со стопорным штифтом;

- установить шестерню третьей передачи на вал;

- установить муфту на ступицу третьей и четвертой передач в соответствии с метками, нанесенными при разборке. При замене изношенных деталей на новые перед сборкой подобрать муфту по шлицам ступицы.

Подбор должен обеспечить легкое относительное перемещение деталей. После подбора расположение шлицев сопряженных деталей должно быть промаркировано краской;

- напрессовать на шлицы вторичного вала КПП ступицу со скользящей муфтой третьей и четвертой передач до упора в торец распорной втулки. При этом ступицу установить выемкой в сторону шестерни третьей передачи;

- установить на вал стопорное кольцо ступицы третьей и четвертой передач.

Сборка коробки передач ГАЗ-3307

Для этого необходимо выполнить следующее:

- завернуть контрольную пробку и пробку сливного отверстия в картер коробки передач;

- установить блок шестерен заднего хода на втулку 14 (см. рис. 1), а во втулку блока шестерен установить два роликовых подшипника 12 и две шайбы 13, которые должны быть расположены между подшипниками;

- установить в картер подсобранный блок шестерен заднего хода и две упорные шайбы 10 (по одной с каждого торца втулки), вставить и запрессовать ось блока шестерен заднего хода;

- запрессовать в картер наружное кольцо роликового подшипника промежуточного вала;

- запрессовать в картер заглушку переднего подшипника промежуточного вала заподлицо с передней стенкой картера;
- напрессовать на шейку промежуточного вала внутреннее кольцо роликового подшипника;

- установить в картер блок шестерен промежуточного вала КПП ГАЗ-3307;

- установить стопорное кольцо на шариковый подшипник промежуточного вала;

- напрессовать подсобранный шариковый подшипник на шейку промежуточного вала и запрессовать его в отверстие картера. Подшипник устанавливать канавкой наружу;

- установить на вал стопорное кольцо подшипника промежуточного вала;

- установить прокладку и заднюю крышку подшипника промежуточного вала и закрепить болтами с шайбами моментом 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см);

- установить в картер собранный вторичный вал. Установить на шариковый подшипник вторичного вала стопорное кольцо, напрессовать подшипник на шейку вала и запрессовать его в отверстие картера. Подшипник ставить канавкой наружу;

- установить подсобранный первичный вал в отверстие картера;

- установить прокладку и крышку первичного вала и закрепить болтами с шайбами моментом 12-18 Нм (1,2-1,8 кг/см);

- установить прокладку и крышку люка отбора мощности и закрепить болтами с шайбами моментом 16-36 Нм (1,6-3,6 кг/см);

- запрессовать в заднюю крышку вторичного вала манжету заподлицо с наружным торцом и ввернуть сапун;

- установить ведущую шестерню привода спидометра на вторичный вал КПП ГАЗ-3307. Торец шестерни, имеющий срез на зубчатом венце, должен быть обращен к фланцу;

- установить прокладку и заднюю крышку вторичного вала, закрепить крышку тремя болтами с шайбами моментом 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см). Установить отражатель, ввернув и затянув остальные болты крепления задней крышки указанным моментом;

- установить в заднюю крышку ведомую шестерню привода спидометра, штуцер и закрепить его болтом и стопором;

- установить прокладку и подсобранную верхнюю крышку и закрепить ее болтами с шайбами;

- установить на конец вторичного вала фланец, шайбу и закрепить гайкой крутящим моментом 240-360 Нм (24-36 кг/см). После затяжки гайку закернить в паз вала;

- собранную коробку передач установить на стенд, залить 3 л масла и испытать в течение нескольких минут без нагрузки при частоте вращения первичного вала 750 мин".

Проверить уровень шума, нагрев и легкость переключения на всех передачах.

 

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________